Система управления перемещением грузов переживает бурное развитие. Тысячи разнопрофильных специалистов ищут пути ее совершенствования. Чтобы облегчить, ускорить процессы перемещения, хранения товаров изобрели специальные приспособления — поддоны, паллеты. В процессе их распространения каждая страна установила свои внутренние стандарты относительно размеров, материалов, технологии производства. Международные транспортировочные компании просто вынуждены учитывать особенности тары каждого государства.

Для упрощения обмена товарами ведущие компании договорились о принятии некоторых общих стандартов. Они объединены в несколько пакетов. Европейские производители используют евро паллеты (евро поддоны). Азиатские, американские изделия отличаются размерами. Стандарты финских производителей входят в общий перечень, на изделия наносится маркировка FIN. На территории России используют европейскую, отечественную тару.



Общие, различные свойства
Общая черта всех поддонов независимо от страны изготовления — единая форма, назначение. Внешний вид тары — деревянная решетка на брусках. Бруски обеспечивают жесткое соединение всех деталей, безопасное крепление груза, защиту от механических повреждений, возможность подъема, перемещения вилочными погрузчиками.

Использование паллет облегчает, ускоряет процессы погрузки, разгрузки, транспортировку, компактное размещение, длительное хранение. В России встречается транспортная тара всех видов. Мелкие, средние производители поддонов ориентируются на внутренний рынок, российские стандарты, так как изготовление такой тары экономически более выгодно.

Американские изделия имеют обозначение «American», используются на территории США, Канады, Кубы. Обозначение «FIN» принадлежит финским паллетам; они распространены в этой стране, в скандинавском регионе. Европейские паллеты маркируют как «EUR». Изделия этих стандартов используются по всему миру. Транспортные компании имеют возможность выбора: одноразовая, многоразовая тара, 1, 2 категории, одно, двух настильная тара. Все паллеты с указанной маркировкой подвергаются фитосанитарному контролю.

Отличия в поддонах сводятся к следующему:
 - неодинаковые размеры;
 - используются различные древесные породы;
 - различная наибольшая грузоподъемность;
 - конструктивные особенности.
 
Общие требования
В мировых грузовых перевозках используют только сертифицированные поддоны американского, финского, европейского производства. Они должны также соответствовать стандартам стран, принимающих груз. Обработка древесины обеззараживающими растворами оберегает тару от образования плесени, появления грибка, мелких насекомых.

Отличия в конструкции
Размер паллеты EUR —1200х800х145 мм, материал изготовления — пиловочник ели, сосны. Товарная площадка — 5 пластин шириной 10, 14,5 см, опорная — 3 рейки. Площадки соединены 9 опорами прямоугольной формы. На кромках — фаски, масса — 35 кг, грузоподъемность — 1,5 т, обозначение: EUR, EPAL.

Поддон FIN: габариты — 1000х1200х145 мм, изготовлен из заготовок хвойных пород. Товарный настил — 7 пластин шириной 10, 12 см, площадка опорная — 3 рейки, фаски отсутствуют, опоры расположены в 3 ряда. Масса изделия — 15-20 кг, допустимая масса груза — 1,7 т.

Американский поддон: габариты — 1200х1200х145 мм. Верхняя площадка — 7 досок, нижняя — 3 планки 100 мм ширины. Фасок, маркировки нет. Материал заготовок: осина, ольха, хвойные породы, тополь. Масса тары— 15-20 кг, масса груза — до 1,2 т.

Отличия в условиях использования
Одноразовые европейские поддоны утилизируют после первого применения. Многоразовые используют до появления признаков износа.

Американские паллеты делят на три класса: высший, 1-й, 2-й класс. К высшему классу принадлежат новые поддоны, используются до 3 раз. К первому классу относят чистые, исправные поддоны, использованные более 3 раз. Второй класс — грязные поддоны с механическими повреждениями. Изделия, непригодные к использованию, утилизируют.

Финские многоразовые паллеты используют преимущественно в самой Финляндии, странах скандинавского региона.